Опубликовано на ФБ 19 марта 2015 года
Свои и не свои; кто они на этой войне?.. Кажется, всё очевидно: линия фронта разделяет наших, кто стоит за Украину, и не наших — кто пришел убивать за «русский мир». А в чей окоп отнести тех гнид, что за деньги пропускают без досмотра машины через блок-посты?.. Кто продает гуманитарку от волонтеров?.. Торгует вещевым имуществом, оружием и боеприпасами?.. Куда девать тех, кому война — как мать родна?.. — Кого она делает бизнесменами, депутатами, государственными деятелями…
Помню первые майские дни на блок-постах под Славянском. Спецура только повыбивала гиркинских бойцов; на их место стали гвардейцы Первого батальона, вэвэшники, десантники. Кого из них считать более своими?.. Ребята из Самообороны Майдана под началом генерала Кульчицкого были нашими подопечными, но как можно привезти только им — отдельно — воды на блок-пост? Дать только им бинокли, рации, тепловизор?.. Как можно накормить только избранных, когда они все тут прикрывают друг другу спину, и делятся последней сигаретой?..
Первые дни мая… Бойцы спят на траве, не хватает еды, воды, самого элементарного… Присылают посылку с просьбой передать землякам или друзьям из какой-то там сотни… Огромный тюк, который не влазит в машину, со строгой сопроводиловкой — отдать только этим наилучшим, наидражайшим воинам света… В посылке — невероятные чудеса: рации, подствольные фонари, ночники, невероятные сладости… И всё это добро — только на один пост, одним богом избранным людям, когда на других постах несут службу впроголодь, и ночная оптика — на вес золота, достается поштучно и распределяется поровну.
Прошел почти год, но и сегодня есть «свои» среди равных. Понятно, когда всем селом собирают в дорогу земляков, и всячески поддерживают их. Но когда для «своей» бригады «отжимают» бронетехнику, гаубицы, ночники из канадской гуманитарки… Разве на войне, перед лицом смерти не все одинаковы?.. Почему одна бригада может быть экипирована с иголочки, когда другая всю зиму проходила без бушлатов?.. Почему у «моих» должно быть всё наилучшее — техника, оружие, боеприпасы; когда соседи на флангах довольствуются старыми калашами и ржавыми патронами?.. Как можно для этого использовать служебное положение?.. Неужели не очевидно, что прорвав хилый фронт фланговыми ударами, противник окружит и уничтожит «вашу» любимую, родную бригаду?.. И это сделаете вы, своими руками.
Война проверяет людей и ломает стереотипы. Днепропетровские вэвэшники, показывавшие в мае на посту «Три А» свежие рубцы от ожогов, полученных на майдане, теперь служат в элитном спецназе. Бывший ивано-франковский «Беркут» тогда же в мае защитил журналистов от внесудебной расправы. Бывший ровенский «Беркут» недавно пришел на выручку гвардейцам — бывшим майдановцам в бою неподалеку Дебальцево… Они теперь все свои, кто воюет за Украину.
Война расставляет всё и всех на свои места. Кадровые военные оказались, на поверку, куда большими патриотами, чем самые ярые националисты. Пламенные революционеры вышли в вышиватники. Большие политики стали маленькими лузерами. И только глупцы остались глупцами.