Опубликовано на ФБ 10 октября 2015 года
Эйфория от «побед» повсюду. Стало очень модно анализировать минские договоренности, препарировать парижскую встречу, на все лады интерпретировать заявления, случайные фразы и даже взгляды сильных мира сего, выискивая в малейших деталях и движениях политикума любые намеки и тайные знаки близкого конца войны. Стало трендом говорить: войны не будет.
Войны не будет. В этой короткой жизнеутверждающей фразе и вся усталость от кровавого безумия, и отчаянная надежда на новую мирную жизнь. С новой полицией, новой прокуратурой, новыми судами, новыми бОльшими зарплатами, новой честной властью. Безусловно, конец кровопролития станет началом нового времени — времени больших ожиданий, и больших разочарований. Но это — потом. Когда-то. Когда не будет войны.
А пока что ситуация следующая:
Относительное затишье на фронте длится больше месяца. Обе стороны пытаются использовать перемирие для достижения тактического преимущества; нечастые вооруженные столкновения происходят за контроль над ключевой высотой, дорогой, или населенным пунктом в серой ничейной полосе. При этом говорить о какой-то «бесконтрольности» действий каких-то там «неформальных» отрядов просто смешно: все добровольцы, партизаны и бандиты давно разоружены, отведены, интегрированы в Вооруженные силы, или уничтожены. По обе линии фронта железная дисциплина.
Потенциально обе стороны готовы к возобновлению активных боевых действий — подготовлены запасы топлива, боеприпасов, отремонтирована техника, обучен личный состав. Однако положение у оккупантов и коллаборационистов более выгодное — они не закапываются в землю как мы; не ожидают наступления со стороны ВСУ; поэтому свободно маневрируют силами по фронту; могут отводить, подводить, отправлять на обучение или на отдых личный состав когда заблагорассудится. Инициатива на стороне противника.
Заявлено о начале отвода вооружений от линии разграничения. Понятно, что воюющие люди на местах держат фигу в кармане, и замаскированный танк в ближайшей лесополосе. Боевых командиров понять нетрудно — своя шкура дороже отчетов ОБСЕ, и улыбки фрау Меркель. Война, когда начнется вновь, всё спишет. А в том, что она начнется, на фронте мало кто сомневается.
Говорят о необходимости разминирования. Якобы для безопасности мирных граждан. При этом речь идет о разминировании ничейной серой зоны, которую усиленно минировали наши войска, прикрывая подступы к нашим позициям. Обычная тактика обороняющихся. Разминирование будет только на руку врагу, который не сидит в обороне, а готовится к проведению наступательных операций.
Почему воюющие люди не верят в окончание войны?.. Потому что ни одна из сторон не добилась поставленной цели. Мы не освободили Донбасс, и не вернули Крым. Путин не посадил в Киеве пророссийское правительство, не вовлек Украину во вновь создаваемую Российскую империю.
Даже сама линия фронта настолько по-дурацки, нелогично порвала Донбасс и его экономику на части, что всем, кажется, очевидно, что нынешнее положение крайне неустойчиво. Что всё происходящее — блеф, бутафория, декорация, и собственно спектакль Кремля. Спектакль, в котором мы играем роль статистов, а высокие переговорщики Запада — дорогих гостей.
Обсуждать Минские договоренности или Парижскую встречу — всё равно что оценивать эффективность барабанного боя для вызова дождя. Раньше люди думали, что шаманы таким образом меняют погоду. Сегодня дипломатическое шаманство легализует творимые путиным бесчинства, оборачивая грубейшее попрание международного права, законов Украины, и элементарных прав человека в пустую обёртку из глубокомысленных фраз. «Лишь бы не было войны!» — сытая, благополучная Европа повторяет трагическую ошибку 1938 года, умиротворяя агрессора новыми Мюнхенскими соглашениями.