Фронтовые зарисовки

Опубликовано на ФБ 24 февраля 2015 года

Начну с конца. Вечером, вернувшись с полей под Дебальцево, узнал, что начальник Генштаба «в присутствии президента Украины» подписывал некие документы о военно-техническом сотрудничестве на выставке IDEX-2015. Несколько вопросов. Что делает Петр Алексеевич на оружейной выставке после очередного тяжелого поражения на фронте? Неужто целый президент, а не военные специалисты, должен решать, какое вооружение следует покупать для армии?.. Что делает на выставке начальник Генерального штаба после позорного поражения и сдачи Дебальцево?.. Почему вместо министра обороны подписывает документы?.. Почему вчера не прибыл на заседание комитета Верховной Рады по обороне?.. И почему он сию минуту не занимается тем, чем ему положено заниматься — войной; когда враг готовит новое наступление?.. Неужели поездка на выставку, осмотр начищенных до блеска макетов боевой техники сегодня важнее реального управления войсками?.. Матов не хватает, черт побери!..

А на фронте была чудесная погода. Солнечно, тепло, сухо… Поля развезло; вездеходы вязнут. Еще неделя, по крайней мере, у нас в запасе; пока не подсохнет разбухшая от влаги земля, наступления не будет. Было два перелета и один недолет; от разрывов загорелась сухая трава в километре от нас. Вообще пожары в зоне — обычное явление: горит везде после схода снегов — то от разрывов снарядов, то от падения ступеней ракет, то так, по глупости, как и везде.

Сегодня передавали очередной коптер очередному подразделению разведки очередной бригады. Полдня обучения в ближнем тылу, и бойцы готовы работать на передовой. «Ближний тыл» — это всего пара кэмэ от передовых позиций; здесь меньше шансов вступить в ближний бой с противником, но запросто можно попасть «в плен» к своим, которых по «хитрому» замыслу верхнего штаба рассовали по селам и весям без всякой связи друг с другом. Не успели мы развернуться и начать обучение, как были окружены и взяты на мушку. Полчаса ушло на выяснение взаимных статусов, регалий, и паролей… И как в таких реалиях воевать?.. Риторический вопрос к временному НГШ, временно находящемуся на выставке в ОАЭ…

Рассказали историю про крематорий. Как-то криворожские волонтеры приехали на позиции n-ского танкового батальона n-ской бригады (17-й, чего уж там…) с мобильной баней. Переоборудовали огромный»Краз» — душевая, сауна, стиральные машины… Помыться на передовой — это фантастика; постирать форму и белье — роскошь; попариться в бане — райское наслаждение… Нарезали венички, растопили печь, уселись на лавках в парной… И тут слышат в сканере (рации и сканер взяли с собой, на всякий случай) перехват сепарского радио — «Укры крематорий привезли! Тела сжигают!..» Густой дым от мокрых дров застилал позиции. Тела посмеялись, попарились, и пошли бить рашистов…

Некстати поломались. Заехали на СТО в Артемовске. Помогли, спасибо. Первый вопрос: вы же нас не бросите? Не сдадите?.. Познакомились с Саней — беженецем из Попасной. Две недели назад во время особенно жестокого артобстрела его дом разнесло в клочья. Уходил пешком с женой и ребенком на плечах в Артемовск. По дороге подобрали наши бойцы. Остановилась военная колонна, и всех пеших, измученных людей — человек тридцать их было, погорельцев, — посадили в грузовики, и привезли в Артемовск. Солдаты нашли людям временное жилье, подняли на уши ответственные госслужбы… Сегодня у Сани жизнь налаживается: ему выделили заброшенный дом; взяли на работу… Мы оставили ему немного денег; и постараемся помочь перевезти оставшиеся после разрушения дома вещи. Своих не бросаем в беде.