Первый блок-пост «Рыбхоз»

Опубликовано на ФБ 28 июня 2014 года

Первый блок-пост «Рыбхоз» на западной окраине Славянска. Разгромленный позавчера вечером… Он был первым и для меня: с него начались мои поездки по позициям наших войск, после начала операции, — еще второго мая, — по блокированию города. Отвратительное место — хуже некуда для обороны: расположен в низине; с одной стороны водохранилище, с другой — уходящая вверх густая зеленая поросль — «зеленка»… Место расположения блок-поста выбрано штабными теоретиками по карте — в этой точке пересекаются три дороги; здесь же до второго мая был блок-пост сепаратистов.

Как и на других блок-постах, службу там несли гвардейцы — они были «пехотой» гарнизона; десантники — у них была легкая бронетехника (БМД и БТР), они же — саперы; и бывшие вэвэшники — осуществляли пропускной режим. Как и на других постах, на Первом почти не было противотанковых средств — ПТУРСов или пушек, потому что изначально операция планировалась как антитеррористическая и полицейская; никто к отражению танковых атак серьезно не готовился. Пушки бээмдэшек танковую броню не берут; пара устаревших противотанковых комплексов погоды не делают, как и гранатометы — ими еще надо успеть воспользоваться…

То, что в Славянске появились танки, знали еще неделю назад. Сначала заметили две машины, потом говорить стали, что их больше… Как они проникли в «блокированный» город — отдельный разговор. Очевидны просчеты в организации самого блокирования; ясно, что совершенно не работает разведка; а режим одностороннего прекращения огня не позволяет даже сделать попытку уничтожения бронетехники противника… Ну, ладно, «прохлопали» танки; пусть — нельзя их уничтожить; но ведь усилить блок-посты противотанковыми средствами можно?.. Почему этого не было сделано?..

Танки — очень шумные и весьма заметные машины. За шесть часов до боя местные жители, проезжавшие через Первый блок-пост, предупреждали солдат о приближении то ли четырех, то ли восьми танков. Командиры докладывали. Реакции вышестоящего командования не было. За полтора часа до начала боя гул танковых двигателей уже отчетливо был слышен на блок-посту. Снова шел доклад. И снова — никакой реакции. Расчет десантников носился по блок-посту со своим ПТУРСом, пытаясь предугадать возможное направление танковой атаки, пока танки кружили рядом, оставаясь невидимыми и недосягаемыми за густой «зеленкой», скрываясь в складках местности… Потом один из танков выехал на дамбу, и стал на виду — это был отвлекающий маневр…

Сама атака была стремительной, с двух направлений — танки буквально ворвались на блок-пост на полной скорости, слетели вниз, преодолев последние несколько сот метров… Произвести прицельный выстрел из ПТУРСа было почти невозможно — расчет выстрелил один или два раза, и весь погиб, расстрелянный в упор… Один танк удалось поджечь из гранатомета, когда он уже утюжил центр блок-поста… Ребята отчаянно стреляли из всех видов стрелкового оружия, но это было бесполезно, а больше ничего под рукой не было, даже коктейлей Молотова. Отступили, унося раненных. Убитых удалось забрать только сутки спустя…

Отступили на Второй блок-пост — «Комбикормовый», расстояние до которого напрямую около полутора километров. Шли в обход — через поле, обходя вражеские заслоны… Второй блок-пост несколько лучше расположен; множество зданий и бетонных заборов на его территории, за которыми может укрыться гранатометчик, делают танковый вояж сюда опасным приключением. Видимо поэтому противник не стал развивать успех… Подкрепление подошло не скоро. Одним из первых примчался из Изюма волонтер Armen Nikogosyan на своей санитарке, впрочем, других санитарных машин и не было. Санитарный автомобиль Второго батальона Нацгвардии комбат на выпустил с Третьего блок-поста, где он находился, хотя это была самая ближайшая точка, откуда могла прийти помощь. Теперь это уже — бывший комбат…

Четверо убитых, пятеро раненных. Больно и горько… Причины поражения очевидные, и обычные для этой войны. Первая — никуда не годное командование. Именно среднее звено, которое еще не заменили, и которое ни черта не умеет, и не может. Вторая причина — плохая координация между силовиками разных министерств. Опять же — на уровне среднего звена; на самом блок-посту различий по этому признаку не делают. Третья причина — отвратительная разведка. Ее, фактически, нет. Или есть, возможно, но тогда результаты ведения разведки или не поступают к людям, принимающим ответственные решения, или игнорируются ими. Четвертая причина, она же первая — отсутствие современных средств связи — защищенных от прослушивания радиостанций с дальностью связи в несколько десятков километров. О том, что происходит на блок-посту, по-прежнему узнают по мобильному телефону или уже — по зареву пожара на посту и грохоту стрельбы… Кстати, за полчаса до атаки противник выключил мобильную связь в Славянске… Пятая причина — ненасыщенность войск современным вооружением, в том числе — противотанковыми комплексами. Хватит уже называть эту войну «антитеррористической операцией». Противник — не кучка террористов, а войсковая группировка российских оккупантов, оснащенная и подготовленная гораздо лучше, чем силы АТО. К этой войне надо относиться как к войне — серьезно, и вести ее по всем правилам военной науки.

И последнее… Какие, к черту, мирные переговоры?.. Зачем — продление режима одностороннего прекращения огня?.. Мало погибших?.. Надо или воевать, или сдаваться. Пусть каждый выберет для себя…

PS Картина боя восстановлена со слов очевидцев