Опубликовано на ФБ 4 мая 2014 года
Мы проигрываем информационную войну. Журналистам очень сложно работать в зоне АТО. Всеобщая паранойя подозрительности и тупое начальственное «Не пущать! Кабы чего не вышло!» — вот и вся наша информполитика в зоне боевых действий.
Конечно, есть целый пресс-секретарь командования АТО; наличествуют пресс-секретари родов войск и Генерального штаба… Но на позициях снимать запрещено, пресс-конференции и брифинги не проводятся, а командование частей и подразделений к приезду журналистов относится как к стихийному бедствию… Да ладно стихийное бедствие… К журналистам относятся как к дурному знамению — «после их приезда нас обстреляли»… Или — как к шпионам и провокаторам: «приехали, сняли позиции, слили сепаратистам — нас обстреляли»…
Большинство командиров совершенно не понимает сути журналистской работы; они просто не хотят знать, что тележурналистам нужна эффектная картинка и захватывающий сюжет; репортерам — конкретная и точная информация; пишущих интересуют человеческие судьбы, интересные рассказы…
Несанкционированное на самом большом «верху» попадание информации в СМИ рассматривается как шпионаж; перевирание этой информации на вражеской стороне — как пособничество врагу… Если журналист или блоггер сделал красивые патриотические фотографии наших бойцов, сопроводил их столь же патриотическим текстом, и разместил на своей странице в фб, он — большой молодец. Но когда эти фотографии украдет Life News (а это случается обычно не позднее, чем через полчаса), перепечатает у себя, и напишет традиционный пасквиль про бандеровцев и укро-фашистов, пьющих кровь младенцев, — тогда патриотичный журналист/блоггер переводится в категорию врагов армии и народа.
Многим ответственным военным чинам совершенно недоступно понимание современных информационных технологий: они свято верят, что это сами журналисты «сливают» фотографии с подленьким текстом российским пропагандосам… Если идет военная колонна, и вы ее фотографируете — вы стопроцентный вражеский шпион, даже если рядом ездят десятки реальных шпиков сепаратистов. Командиры не хотят знать ничего о картах Google, gps навигации, и о том, что поставщиком точных координат лагерей, постов и позиций для сепаратистов являются Космические войска Российской Федерации, располагающие целым флотом космических разведывательных аппаратов.
Журналист в зоне АТО рискует не только своей жизнью, но и достоинством. Его могут унизить, грубо оттолкнуть, послать, посадить под замок, стереть запись, отобрать камеру… И никакая аккредитация, ничье заступничество не помогут: на поле боя командир — бог и царь… Командиру невдомек, что работа одного журналиста порой важнее и эффективнее для нашей победы, чем круглосуточная пальба батареи 120мм пушек