Мы копаем

Опубликовано на ФБ 27-28 июня 2015 года

Мы копаем. Фортификационные сооружения на востоке строятся с размахом, поражающем воображение. Это, конечно, не линия Мажино с системой многоуровневых подземных фортов, вооруженных крупнокалиберными орудиями и оснащенных автономной системой жизнеобеспечения. Наша сеть наспех отрытых траншей и псевдодотов из строительных плит – это и не Атлантический вал с корабельной артиллерией; не линия Сталина с бункерами из железобетона; не финская линия Маннергейма, с удачно расположенными на местности дотами и противотанковыми заграждениями. Нет. Мы просто копаем землю, успешно осваивая бюджетные деньги от Артемовска до Полтавы, и, кажется, уже до самого Киева.

Мы копаем, продвигаясь всё дальше в тыл. Видимо, таков стратегический замысел. Наверное, именно так – по-кутузовски, заманивая врага вглубь страны — собираемся мы освобождать оккупированные территории Донбасса и Крым. Метод проверенный, но придется сжечь Киев, как некогда сожгли Москву.

Линии обороны создаются для того, чтобы их прорывать или обходить. Казалось непреодолимая – на 100 километров в глубину, технически совершенная четырехсоткилометровая линия Мажино была прорвана за несколько часов. Не устояли, кстати, ни Восточный, ни Атлантический валы; ни линия Сталина, ни укрепления Маннергейма.

Эшелонированная оборона опорными пунктами – явный анахронизм. Нет более глупого решения, чем мобилизовать людей на войну, которой как будто нет; посадить их в осыпающиеся траншеи и для галочки перекрытые блиндажи; запретить воевать; закрыть глаза на пьянство, и делать вид, что всё идет хорошо.

Всё отнюдь не хорошо. Война длится уже больше года, но мы до сих пор не признали этого, не начали строить профессиональную армию, не превратили страну в единый военный лагерь, и не нашли лучшего рецепта победы, кроме тихого пьянства в глухой обороне. Мы копаем и копаем, зарывая всё глубже веру в силу нашего оружия и надежду на окончание войны.

Правда – штука субъективная. У смотрящих телевизор – одна; у сидящих в окопах – другая.

В продолжение предыдущего поста: надо ли копать окопы и строить блиндажи?.. – Надо, конечно. Даже если мы соберемся наступать – что невероятно, – следует иметь хорошо подготовленную линию обороны на случай возможного контрудара врага, и чтобы максимально уменьшить численность войск в обороне для накопления резервов. Но пост ведь не об этом. И не про линию Мажино, не про Атлантический вал… Текст про то, что мы копаем. Копаем… На десятки, и, наверное, уже сотни километров вглубь страны. Копаем по разнарядке. Копаем за деньги. Копаем просто так, потому что войск для этих «укрепрайонов» нет. И техники нет. И это не секрет.

Может быть, высокие штабы планируют таким образом отступление с передовых позиций – отходим сначала в подготовленные окопы на пять километров от линии фронта, потом на десять, потом на тридцать… Потом на сто… — Тогда это грустно, во-первых. И снова невероятно – во-вторых, потому что организованно отойти с первой линии, сдерживая натиск врага, унося с собой оружие, боекомплект, имущество, продукты, воду – невозможно. А без бэка на новых рубежах делать нечего…

Я не знаю, для чего роется эта «линия обороны». Наверное, есть какая-то особенная военная тайна, о которой не положено знать. Но очевидно, что нам не хватит солдат, чтобы все выкопанные окопы, или хотя бы половину заполнить людьми. Даже если провести еще одну внеплановую мобилизацию – солдат не хватит.

Сегодня почти вся боеспособная армия сидит в окопах, сторожит противника, который в это время тренируется на полигонах в районах Карло-Марксово, Александровска, Ровеньков, и других тыловых местах. Мы видим это с воздуха – укрепрайоны на многих направлениях оставлены, на блок-постах – минимум опущенцев. Противник знает, что мы не будем наступать, и спокойно занимается боевой подготовкой на удалении 30-70 километров от фронта. А мы сидим в окопах, периодически попадая под обстрел, когда прямо с полигона вражеские артиллеристы наведываются закреплять навыки боевой стрельбой по нашим позициям. Отстрелялись, и снова укатили…

Такая вот война.