Опубликовано на ФБ 6 августа 2014 года
Про беспилотники (БПЛА). Они нам очень нужны. Без них армия слепа – мы не знаем, где и как перемещаются боевики, где их огневые точки, танки… Применение беспилотных летательных аппаратов для разведки и целеуказания не только снижает наши потери, и обеспечивает успех операции, но и уменьшает риск попадания снарядов и ракет в жилые дома. Если спросить бойцов и командиров на фронте – что вам больше всего нужно? – Беспилотники, тепловизоры, шлемы, бронежилеты, генераторы… (и т.д.) – Ответ будет однозначный: нужны беспилотные разведчики.
Мы не можем вести эффективную аэроразведку с использованием самолетов-разведчиков, потому что у противника очень сильная система ПВО. У нас есть одна эскадрилья беспилотных самолетов «Рейс» (Ту-143) – это такие большие армейские тягачи, которые таскают на себе огромные цилиндрические контейнеры с реактивным самолетом-разведчиком, летающим по программе. Это старая советская система, не отвечающая задачам современной войны. Нам нужны малоразмерные, малозаметные, нешумные беспилотные самолеты и вертолеты с дальностью разведки 10-50 км, передающие разведывательную информацию в режиме реального времени. Такие системы есть на вооружении Российской армии и сепаратистов; они постоянно применяются против наших войск: пролетая над позициями, беспилотник выявляет цели, после чего следуют удар «Градом» — обычная история этой войны… Возьму на себя смелость утверждать, что две основные причины наших потерь на Востоке – это плохое командование и отсутствие разведки. А должно быть иначе, если бы мы мы вовремя – с помощью БПЛА – обнаруживали позиции «Градов» оккупантов, и уничтожали бы их огнем дальнобойной артиллерии. Но мы – слепы…
На фронте применяется небольшое количество – несколько штук – беспилотных летательных аппаратов для разведки, как заводской сборки, так и самодельные. Это так называемые FPV-модели – самолеты и мультикоптеры (многороторные вертолеты), оборудованные видеокамерой, и управляемые либо оператором, либо – программно. Одно из важнейших требований к таким БПЛА – дальность полета; она должна быть не менее 10 км, а лучше – до 50 км. Готовые аппараты с такими характеристиками в Украине не продаются, и комплектующих к ним в продаже нет. Пользуясь этим, некоторые «а-ля разработчики», предлагают волонтерам и спонсорам сборку любительских БПЛА по сногсшибательной цене. При себестоимости аппарата и наземного оборудования в 3-4-5 тыс. долларов, его продают по цене 10-13, и даже 20 тысяч… Понятно желание заработать, но, господа хорошие, не в таких же размерах, не в это тяжелое время, и не на крови наших солдат! Ведь чем выше цена, тем меньше мы – волонтеры – можем купить беспилотников для армии, тем больше наши потери.
За последние мы доставаили для использования в зоне АТО четыре беспилотных летательных аппарата, которые применялись в районе Луганска и Дебальцево. Два беспилотника были утеряны – один из-за технической неисправности, другой был сбит, и упал на территории, контролируемой боевиками. Нам нужны новые аппараты – их должно быть много; нам нужны деньги на их постройку; нужны передвижные ремонтные мастерские, и опытные пилоты, готовые работать в зоне ведения боевых действий. Но самое главное – нам нужны сегодня комплектующие: аппаратура, двигатели, винты, пульты управления… Ничего этого в стране нет. Наши эмиссары не смогли приобрести компоненты в Москве: в магазине ответили, что всё скупили «ополченцы из Донецка»… Мы заказали комплектующие в Китае, но придется ждать неделю…