Опубликовано на ФБ 19 октября 2015 года
Заглянул в словарь — оказывается слово «Петиция» происходит вовсе не от имени Петра Алексеевича. Традиция бить челом имеет древние монголо-татарские корни. Кланялись, челом били, ноги целовали — «мы, рабы твои, нижайше просим»… Ходоки с челобитными шли к царю-батюшке пешком за тридевять земель; летали, как кузнец Вакула верхом на чёрте, к царице за черевичками… Екатерина ІІ помогла кузнецу с обувью для невесты; и казакам, приведшим его во дворец, обещала вольности сохранить за верную службу, но уже через полгода, летом 1775-го, Запорожскую Сечь приказом матушки-царицы ликвидировали. Об этом Гоголь не пишет…
Патриархальная крепостная практика бить челом трансформировалась нынче в увлечение народных масс электронными петициями. Прогресс значительно облегчил путь к мечте; если раньше люди собирались вместе на царском дворе или в церкви для подачи прошения или общей молитвы, то теперь достаточно на планшете нажимать кнопки. Саакашвили — в премьеры?.. — Запросто. Каждому гражданину — по пистолету?.. — Легко. Дать гражданство иностранным добровольцам?.. — Обязательно. Урезать Раду до ста бездельников? — Без вопросов…
Граждане с воодушевлением меняют мир в лучшую сторону, подписывая десятки петиций в день. «Срочный репост! Прошу подписать! Петиция века — быть или не быть!..» Люди верят, что достаточно попросить президента как Санта-Клауса, и мечта исполнится. Но результат подписания петиций почти всегда один и тот же — как лбом о стену… Ничего удивительного — на то она и челом битая челобитная…
Президент отлично знает, что Муженко — никчемный главком, что стране необходимы радикальные реформы, что торговать с оккупированными территориями нелепо, что люди, приехавшие защищать Украину, должны автоматически получать право на украинское гражданство… Президент знает. Если он — президент.
И не просите меня подписывать петиции. Не ставьте на меня ссылки в прошениях, не забивайте мою почту воззваниями и мольбами. Челобитные — не мой профиль.