Опубликовано на ФБ 13, 14, 15 октября 2015 года
Память человеческая коротка; хрупкому перемирию всего несколько недель, а события последнего года — полутора лет уже стали выветриваться из медиапространства, вместе с именами героев, которых обещали не забыть.
Напомню. Когда «зеленые человечки» захватывали Крым, и когда путин присоединял полуостров к России, Западный мир не предпринял решительных шагов, чтобы воспрепятствовать аннексии. Никаких. Не отказался от российских энергоносителей, не разорвал дипотношения, не вспомнил про Будапештские «гарантии»…
Говорить про наше правительство вообще нечего… Стыдно говорить. Просто представьте, что Греция или Египет вдруг решили присоединить к себе Сицилию… Или вспомните войну за Фолклендские острова… Британия отправила на другую сторону земли военный флот для защиты своих заморских территорий, а мы снабжаем оккупированные территории продуктами, водой и электроэнергией…
Кто-то скажет, что у нас не было никаких шансов, что Крым сам «ушёл», что торговать с оккупантами выгодно, что у нас тесные связи… Всё верно. Прагматично и правильно. Выгодно. Только цена этой выгоды — тысячи погибших на Донбассе, сотни тысяч беженцев, и огромные финансовые затраты, связанные с войной.
Кремль не отважился бы на захват Донбасса, если бы не наша беззубая политика на юге страны, и не лицедейство Запада. Тогда, казалось, сделали главное — сохранили мир. Кто мог предположить, что на востоке Украины вспыхнет самая настоящая война?..
Сегодня ситуация на востоке очень напоминает ситуацию на юге полтора года назад. Ментально. Ведь главное — «мир», выгодная торговля с оккупантами, очередные «выборы» в стране, и спокойствие Западного мира. Нас приучили, что мы — никто, и живём мы — нигде. Путин получил очередной карт-бланш на безнаказанность. Страшно даже представить, к какой ещё более жестокой войне это может привести.
…
Мы мечтали о победе с первого дня войны. Мы, поехавшие на восток по зову сердца, и по долгу службы. Мы — живые и мертвые. Награжденные и забытые. Пропавшие без вести навсегда…
Год назад победа казалась так близко. После Шахтерска, Саур-Могилы, Иловайска, Новоазовска, Луганска. После первого продажного Минска — она казалась возможной. Необходимой. Нужной. Потому что были Харьков, Мариуполь, Красный Лиман, Счастье, Станица, Лисичанск, Северодонецк, Дебальцево… Было мужество, была стойкость, была воля, была вера…
Потом пришло разочарование. Опустошение. Отрешение. Политика. Кредиты. Выборы. Официоз. И лишний выходной день в тылу воюющей страны, выпрашивающей подачки у благополучных соседей.
Вместо победы нам даровали праздник. Утомительные церемонии, президентские опоздания, награждения награжденных, забвение забытых…
День защитника не стал Днем победы. Нам это сделать предстоит.
…
Мы не проиграли эту войну только потому, что наши солдаты и офицеры демонстрировали и демонстрируют беспримерное мужество. То же самое делали волонтеры и все, кто помогал фронту — это все не позволило проиграть. Но в то же время мы пережили много тяжелых поражений, и с датой праздника День защитника Украины можно было бы повременить. За год мы потеряли Иловайск, были поражения под Шахтерском и Луганском. Мы потеряли 32-й блокпост, позиции на Бахмутской трассе, потеряли Дебальцево. Словом, поражений за год было больше, чем побед.
И когда было принято решение учредить праздник 14 октября (в прошлом году), Украина находилась в условиях жестокой войны. Праздновать в такой ситуации День защитника Отечества, День Вооруженных Сил казалось чем-то противоестественным.
…
Мы живем в Зазеркалье. Где те, кто больше работает – меньше зарабатывает; где много украсть – означает быть лучшим; где патриоты и солдаты ценятся меньше, чем футболисты и модели. В этой стране оккупантов называют «зелеными человечками»; добровольцев – незаконными вооруженными формированиями; не замечают потери территорий и миллионов граждан. Здесь охотнее награждают посмертно, а генеральские погоны дают за проигранные сражения. Год назад Муженко получил генерал-полковника за «освобожденный» Славянск, и кровавый Иловайск. С новыми погонами мы потеряли Луганский аэропорт, Донецкий аэропорт, 32-й блок-пост, 31-й блок-пост, Дебальцево… Поэтому сегодня президент сделал начальника Генштаба генералом армии. Новые большие звезды на погонах – новые поражения